Традиции Тана-Тораджи

Культурные традиции Тана-Тораджи, района индонезийского острова Сулавеси,  - совершенно   неординарное явление. Хотя найдутся люди, которые могут их счесть дикарством и варварством, но важно-то другое — кое-где еще существуют яркие, не похожие ни на что в мире обычаи, которые с годами могут постепенно исчезнуть, растворившись под напором привычных нам, но все же довольно однообразных норм современной цивилизации. Так давайте познакомимся с ними поближе.

Тана Тораджа. Место похорон

Особое место в традициях Тараджи занимает тема смерти. Умерших не принято было закапывать в землю — гробы с усопшими складывали в пещерах,  хоронили в специально выдолбленных в породе склепах или подвешивали на цепях высоко в отвесных скалах. А безвременно ушедших младенцев могли хоронить в дуплах деревьев.

Подобных странных мест я за несколько дней успел насмотреться вдоволь, но  вот желания попасть на саму похоронную церемонию совсем не испытывал. Хотя это и считается популярным времяпрепровождением для оказавшегося в здешних краях туриста. К счастью судьба подкинула мне возможность побывать на более радостном, но не менее познавательном мероприятии — празднике Благодарения.

С Джоном мы познакомились в маленьком гостевом доме, где я остановился. Он не был туристом, а специально приехал на праздник, организованный его родственниками по поводу постройки нового дома. Когда Джон предложил присоединиться к нему, то я, недолго думая, ухватился за эту возможность познакомиться поближе с местными традициями.

Праздники в Торадже отличаются какими-то несоизмеримыми с уровнем жизни людей масштабами. Принято думать, что чем больше соберется народу, тем лучше. Знакомые, незнакомые, дальние и близкие — зовут всех и отовсюду.  Считается почетным, когда на твой праздник специально приезжают издалека. Мой индонезийский знакомый Джон прилетел аж из Сурабайи. Тем более приятным будет присутствие иностранных гостей. Нам сложно себе представить, но местные жители благодушно относятся к тому, что иностранные туристы приходят на похороны поглазеть и сделать фотографии. Однако в этот раз людей собрал вместе иной повод.

В назначенное утро на арендованном внедорожнике мы заехали за несколькими родственниками и в плотно набитой машине отправились к месту событий.

Деревня, в которой происходило празднование, была совсем небольшой — одна улица с десятком традиционных домов и амбаров по каждой стороне. Все действие сосредотачивалось  посреди общественного пространства. Наша небольшая компания расположилась на крылечке одного из домов, в самом центре событий, разложив на скатерти на полу привезенные с собой традиционные яства — рис, мясо, рыбу, курицу, зелень.

 

К самому началу праздника мы не успели — вовсю уже били в барабаны, молодые и не очень молодые  девушки в традиционных нарядах танцевали, а на центральной площади лежала не так давно отрезанная голова буйвола — первой жертвы праздника Благодарения.

В центре улицы соорудили загон, где набилось под сотню свиней. Всех их преподнесли пришедшие на праздник гости. Каждый вносит вклад в соответствии со своими финансовыми возможностями. Кто может — покупает целую свинью, кто-то собирает на подарок в складчину.  Нескольким самым здоровым хрюшам уготована особая роль — их сажают на бамбуковые носилки, скорее напоминающие паланкины, и украшают листьями особого дерева, издревле используемыми в Торадже в ритуальных целях. Молодые парни, дружно ухая и раскачивая паланкины вверх и вниз, вносят их к месту празднества  и оставляют до конца торжественной части, которая вот-вот начнется.
 

Тана Тораджа. Свинья на празднике
На небольшой сцене заканчивают настраивать аудио аппаратуру, а почетные гости готовятся произносить речь. Самый главный выступающий — местный пастор. Чтобы дать представление о роли религии в индонезийском обществе отмечу, что вопрос о религиозной принадлежности почти всегда был одним из первых, который мне  задавали люди, пытаясь знакомиться. Интересно, что еще в середине 20 века Христианство в Тана-Тарадже не было особо распространено — народ придерживался традиционных верований. Да и сейчас оно  не столько заменило их, сколько искусно вписалось, добавив в компанию к местным духам еще Иисуса и Марию.

Священник достаточно долго что-то говорил, время от времени выкрикивая: «Курре сумана»,  что означает «спасибо» на местном наречии Тараджи. «Курре Сумана» - хором вторили ему все собравшиеся. Все логично — раз праздник называется «День Благодарения», то и не удивительно, что люди говорили «спасибо» по всем уместным поводам. Видимо Иисусу Христу

Речи священника сменили песни в исполнении народного хора, набранного из самых талантливых певцов окрестности. Очень красивая традиционная музыка, благостные улыбающиеся лица и приятные стройные голоса исполняющих.

Все это время мы сидели на крылечке, уплетая традиционные кушанья и наблюдая за происходящим. Я, конечно, иногда убегал поснимать.  Джон рассказывал, что во времена его детства обряды носили совсем странный по современным меркам характер. С его слов, люди, войдя в состояние транса, залезали на верхушки деревьев и без особых последствий для организма прыгали оттуда на землю. Резали себе ножами руки, а потом порезы чудесным образом заживали после воздействия листьев целебных растений. Правда или нет, но мой спутник  был достаточно серьезным мужчиной, не похожим на фантазера.

Вот так под еду, разговоры, песни и крики «курре сумана» наш праздник подошел к своей традиционной развязке, повторяющейся из поколения в поколение. Всех свиней, дожидавшихся в стойле и праздничных носилках, нужно было убить, освежевать, а мясо распределить среди гостей.

Тана Тораджа. Танцы в самом разгаре.
 
Десяток парней, вооружившись  мачете, начали массовую резню. Больше всего меня поразило то, насколько, данное действо воспринималось  буднично всеми его участниками. У людей оно вызывало эмоций не больше, чем разрезание праздничного пирога. В свиньях же читалась какая-то полная безысходность — они опустошенно стояли рядом с ранее прирезанными собратьями, покорно сносили пинки своих убийц и лишь слегка взвизгивали, получив укол в сердце. Лишь немногие буйные хрюшки сопротивлялись из последних сил, но они были доставлены на праздник предусмотрительно связанными.  Так или иначе, но минут за 10 разделались со всеми.

Доев остатки обеда, мои спутники, прихватив меня и пакет трофейного мяса, поехали домой. Праздник благодарения закончился, а мое путешествие по Индонезии продолжилось дальше.
 

Видео с места событий можно посмотреть ЗДЕСЬ

 

Ключевые слова: 

Категория: