Янгон. Город после мировой катастрофы.

Мой второй день в бывшей Мьянмарской столице должен быть стать последним. После посещения Шведагона никаких особо оригинальных идей о проведении досуга не было. Автобус уходил часов в 5 дня, так что весь световой день можно было смело потратить на знакомство с местными нравами. Моя вчерашняя знакомая отлично пропиарила мне некий «Circle train» - поезд, который за 3 часа потихоньку объезжает Янгон по периметру. Это мероприятие готово было стать лет-мотивом всего дня, но для начала мне следовало проснуться. Встав с массивной деревянной кровати, я столкнулся с чудесным чудом, ожидать которое в этом тараканнике было даже странно - «Овсянка, сэр!». Никакой каши конечно же не было. Но прямо к изголовью моего ложа был подан завтрак европейского стиля - яичница, тосты, масло, джем и кипяток с пакетом растворимого кофе. Мне почему-то показалось,что подобные кушанья здесь позволительны лишь аристократам. Еще бы — зря я, что ли, 7 долларов заплатил! Собрав шмотки в рюкзак, оставил его на ресепшине и пошел гулять.

Янгонские картинки

«Круговой поезд»

Невдалеке от пагоды Суле располагается главный железнодорожный вокзал страны, построенный, как и сама железная дорога, еще английскими колонизаторами. За это время здесь мало что изменилось — во всяком случае, в лучшую сторону. Железная дорога идет только на север — ко второму повеличине городу страны, а заодно и древней ее столице Мандалаю. Как и везде в мире, помимо поездов дальнего следования, здесь представлены и пригородные поезда, а именно тот самый «круговой» поезд. Его суть заключена в том, что бы по периметру объехать все окраины Янгона, доставив живущее там бедное население куда им требуется. Если стоимость билета на городской автобус равна 200 кьят, что несоизмеримо дорого для очень многих, то для поездки на кольцевом поезде требуется всего 20 кьят (75 российских копеек). Ну это для местных. Туристам же это незабываемое удовольствие обходится в 1 американский доллар, что за этакий аттракцион вполне нормально.

По железным дорогам здесь катаются уже знакомые тепловозы и локомотивы индийского производства, правда настолько старые, что возможно это — списанная техника, подаренная добрыми соседями. А может купленная, но несколько десятков лет назад. Так или иначе, но круговой поезд в Янгоне ездит только один. За 3 часа от проходит весь путь, после чего отправляется на следующий круг. За день получается проехать три раза. Вагоны, как и положено, высший класс — дверей нет, на окнах только решетки, вдоль стен стоят деревянные скамейки.

Придя на вокзал ближе к отправлению, я к некоторому радостному удивлению встретил свою вчерашнюю знакомую, благодаря чьему совету я сюда и притащился. Мы сели вместе на лавочку, и паровозик сделал «ту-ту!». Три часа в дороге прошли весьма занимательно, я расспрашивал как мог о Мьянме, а заодно во все глаза на эту Мьянму смотрел. Из девочки удалось выудить некоторые интересные сведения. Оказывается, большая часть населения зарабатывает в день 500 кьят (меньше доллара). Из чего видно, что страна находится в глубокой жопе. Хотя, видно это и чисто визуально, по улицам Янгона. Образование, кроме начальной школы, тут платное и очень многим не по карману. А что бы учиться в университете, нужно иметь очень богатых родителей. Моей спутнице, впрочем, с этим повезло — она как раз получала какое-то высшее экономическое образование. Но остальным от этого лучше не становится. Страной правит военная хунта, причем как то не очень эффективно — в Мьянме куча разнообразных природных ресурсов, а народ нищенствует. При этом есть группа людей, местных «новых бирманцев», которые благодаря коррупционным связям живут сказочно.

Вот как раз за окном проскочил какой-то коттеджный поселок — красивые трехэтажные каменные дома, огороженные кирпичными заборами с битым стеклом и колючей проволокой. Может даже и ток пускают, что бы простой народ не добрался. Впрочем, не буду зря клеветать, может и не такие они плохие, янгонские нувориши - во всяком случае, не хуже наших кровососов.

Рядом с местной «Долиной нищих» соседствует район взаправдашних нищих, точнее простых жителей города — картонные трущобы, вокруг помойка. В общем, все как в нормальном большом южно-азиатском городе. Однако здесь иностранному туристу предоставляется счастливая возможность сойти на одной из станций и окунуться в быт несчастных людей, собрав множество фото- и видеоматериалов. Мьянмарцы — народ не агрессивный, так что шансов на печальный исход такого тура не много. Наш нескорый поезд подъехал к какому-то окольному овощному рынку, после чего наша до сих пор спокойная поездка сменила тон, впитав в себя рыночное настроение.

Со всех дверей и даже окон, расталкивая друг друга, в салон повалил торговый люд, таща с собой свою поклажу - траву, овощи, ящики с цветами, разные огромные, до половины кубического метра тюки с неизвестной поклажей. В принципе, как у нас в дачном автобусе, только без злобы. За 10 секунд наш вагон оказал наполненным под завязку, и какую-то часть пути мы так ехали. Тут же оказались торговцы, продающие еду и воду. Я, боясь последствий для своего организма, отказывался, но меня все равно угостили вареной кукурузой. Пришлось есть)). Ну вот как-то так и прошла вся дорога. Самое занятное — это конечно наблюдать за людьми, так как в окне ничего интересного. С нами в вагоне ехала пожилая пара европейских туристов с большим фотоаппаратам, которым все происходящее, судя по лицам, тоже нравилось. По прибытию на вокзал, я зашел в отель за рюкзаком, после чего мы с моей бирманкой, имени которой я так и не удосужился спросить, поехали на автовокзал, провожать меня в Паган.

Я шагаю по Янгону

Большинство путешественников, посетивших Янгон, сходятся в том, что город удивительно подходит для съемки пост-апокалиптических фильмов. Это когда был нормальный город, а потом произошла ядерная, или какая-еще ужасная катастрофа. Все обветшало и развалилось, и оставшийся народ больше озабочен вопросами собственного выживания. В то время как вопросы городского дизайна, починки фасадов зданий и тротуаров или даже элементарной покраски обветшалых строений навсегда утратили актуальность в условиях новой реальности.

Знающие люди говорят, что виной всему разрушающая влажность, отсутствие денег в казне и вообще, город настолько перерос созданный англичанами архитектурный план, что заложенные коммуникации уже ни с чем не справляются. Как итог — Янгон постепенно и целенаправленно деградирует. Несколько лет назад, руководство Мьянмы поняло, что ничего уже не исправить, и, не желая жить в этом дряхлеющем городе, решило построить себе новую столицу — Нейпьидо. Вроде идея хорошая, и даже результат получился ничего, но на стройку тысячелетия ушли все деньги страны, что не отразилось положительным образом ни на людях, ни на бывшей столице — Янгоне. Центр Янгона, где тусовался я, - это яркое наследия колониальной эпохи. Дома здесь старой английской постройки, и, как уже говорил выше, плачущие о ремонте. Шикарно выглядят бывшие правительственные здания, не так давно покинутые их хозяевами — в них сейчас не бывают люди, и даже окна заколочены. Идя по тротуару, нужно внимательно смотреть под ноги - старые каменные плиты, покрывающие сливные канавы где треснули, а где и вовсе отсутствуют. Если бы меня сделали мэром этого города, то я бы первым делом починил тротуары, помыл все что можно и раскрасил свежими яркими красками. Эти серо-грязные цвета изрядно угнетают.

Одна из самых примечательных фишек Янгона и всей Мьянмы — это допотопные автомобили, ездящие на одной только божьей воле. Самый бесправный участник дорожного движения — это пешеход. По своему опыту заметил, что увидев перед собой человека, водители даже не убирают ногу с газа. Местные давно к этому привыкли, и укоризненно качали головой по поводу моей неудачной попытки самоубийства. Знатоки говорят, что корни традиции кроются в коробках передач машин, каждое переключение скорости для которых может стать последним, обрекая владельца транспортного средства на адские проблемы. Вроде как и пешеходы должны это понимать и не лезть под колеса. В непосредственной близости от вокзала находятся бизнес-кварталы, хотя с тем же успехом этот эпитет можно было бы применить для занюханного российского городишки. Во всяком случае, тут есть может быть даже единственные в Янгоне кинотеатр и супермаркет. Ну если не единственные, то по крайней мере самые крутые. Для Мьянмы, конечно)) Там же есть небольшая пешеходная улица, радующая прохожих полной затененности от стен домов. Для меня тень в Янгоне — это настоящий праздник. Эта полуденная жара совершенно не способствует прогулкам белому человеку.

Так вот, про улочку — с удовольствием пронаблюдал там местные традиции, пожалуй, нигде более не встречающиеся. С верхних этажей на веревках свисают пустые пакеты, служащие для денежно-товарных отношений между жителями квартир и уличными торговцами. Все просто, продавец кладет свой товар в пакет и дергает за веревочку, мешок поднимаю, а назад спускают уже с деньгами. Разносчики газет тоже этим приемом пользуются, когда квартира высоко, но до второго, а то и третьего этажа по-снайперски забрасывают печатную продукцию точно на балкон. Забавный такой местный колорит. Кое-где на улицах продают еду. Бананы тут ужасные, а самый хит — это яблоки. Пять штук стоят 1000 кьят. С поправкой на центр города — нормальная цена, хотя для жителей Мьянмы это много. Рискнул съесть какие-то сдобные оладьи — очень вкусно и без последствий. Весьма популярны также мандарины. Чем питаются бедняки — не знаю, наверно простыми овощами, травой и рисом. Городские автобусы — не вполне понятны. Часто бывает, что даже с одинаковыми номера ездят немного по-разному. Когда мы с моей бирманской подругой искали транспорт до автовокзала, то даже она была в некотором замешательстве. Как бы я сам справился даже не представляю. Ха, забавно, но она заплатила за мой проезд, сказала, что я и так много трачу. Ангел. На автовокзале чувствуется цивилизация — на междугородних направлениях ездят нормальные корейские автобусы с кондиционером, багажным отсеком и даже кое-где с питанием и зубной щеткой. Ну собственно и все — поел немного в кафе, простился с девочкой и уехал. Все что хотел, это не возвращаться больше в этот город. На душе от Янгона осталось ощущение брезгливости, что со мной случается не часто.

Ключевые слова: 

Категория: