В Индию самостоятельно. Индийские поезда

Из книги "В Индию самостоятельно. Руководство к действию":

Про индийские поезда можно писать стихи и слагать легенды. В Индии находится самая густая железнодорожная сеть в мире, позволяющая миллиарду человек свободно перемещаться по стране за такие мизерные деньги, что этим трудно не восхититься.

Управляет всем этим хозяйством государственная компания IRCTC («Indian Railway Catering and Tourism Corporation»). На их интернет-сайте http://irctc.co.in можно даже купить билет на понравившийся вам поезд. Но есть один неприятный момент — вы должны иметь карточку, выпущенную индийским банком. Все пропало! Но нет, используя аккаунт их сайта, можно совершить покупку через вышеупомянутый Cleartrip, который, конечно, возьмет с вас небольшую комиссию за свои посреднические услуги, но билет будет у вас в кармане. И поверьте, это дорогого стоит: покупка билетов на поезда дальнего следования на вокзалах Индии — задача не самая легкая.

Классы вагонов

Покупая билеты на поезд, необходимо знать следующие вещи о типах вагонов.

  • Second Sleeper – самые дешевые по стоимости проезда вагоны, в которых можно спать. На потолке там вентиляторы, а на окнах решетки. Ставни опускаются,  но щели не дают спокойно спать при холодной погоде. Кондуктора нет, довольно грязно, но публика в целом нормальная. Полки трех уровней: нижняя, средняя и верхняя (самая модная). Большинство бюджетных путешественников ездят таким образом.
  • АС3 – как предыдущие, но с кондиционером, наглухо заделанными окнами и постельным бельем. Встречаются новые вагоны, в которых даже уютно. Билеты стоят в 2 раза дороже, чем в слипере.  Подходят для путешественников, желающих немного отгородиться от индийской реальности по причине неготовности к ней или же, наоборот,  накопившейся усталости от нее.
  • AC2  отличаются от AC3 наличием двух уровней полок вместо трех. Цена еще в 2 раза выше.
  • Second Class – это главная жемчужина индийских поездов. «Жесткие» вагоны с местами для сидения, в которые может набиться бесконечное количество человек. Стоимость билета – копейки, народ ездит соответствующий. Впрочем, при поездке до 6 часов, особенно если вы сядете на конечной станции и займете себе место, будет очень неплохим вариантом. Мне, во всяком случае, нравится больше, чем автобусы.

Покупка билетов на вокзале

Если вы не купили билеты через Интернет, постарайтесь сделать это в специальной туристической кассе на вокзале. Там не бывает больших очередей, плюс ко всему можно воспользоваться туристической квотой – небольшим количеством билетов, зарезервированных специально для туристов. На крупнейших вокзалах страны есть также специальные туристические бюро – отдельные офисы по продаже билетов иностранцам. Дополнительный плюс таких заведений – возможность воспользоваться туристической квотой на совершенно любой поезд в стране.

Если вам очень нужно уехать куда-нибудь прямо сегодня, купите билет  на текущее число в отдельной кассе вокзала. В самый дешевый тип вагонов – второй класс – билеты продаются без ограничений. Но учтите, что там из-за большого количества людей может быть не очень комфортно, а ехать таким способом ночью я бы и вовсе не советовал.  В таких крайних случаях с подобным билетом можно переместиться в вагон получше и при появлении кондуктора попросить за дополнительную плату найти место здесь.

Полезным будет рассказать еще про такую штуку, как таткал-квота – некоторое количество билетов, которые становятся доступными за сутки до отправления поезда. Стоят они немного дороже, чем обычные. Из-за повышенного спроса на подобные билеты лучше прийти к кассе утром (за несколько часов до открытия) и занять очередь. При бронировании через Интернет билеты таткал становятся доступными в 10 утра, но из-за большой нагрузки на сервер в это время сайт может не работать.